вторник, 16 июня 2015 г.

Карп. От весны до осени


Процесс познания, говорят философы, бесконечен. Однако познать все в этом мире нам не дано, даже в одном, узком направлении. И рыбная ловля в этом плане не исключение. У нее также масса своих хитростей, премудростей, тайн и загадок. Взять хотя бы ловлю сома на квок. Никто до сих пор не может объяснить толком почему сом идет на звук квока. Высказывают предположения, догадки, а вот доказанной теории нет. А кто и когда придумал этот квок? И этого мы не знаем и, вероятно, уже никогда не узнаем.

Поэтому каждый раз, выходя на рыбалку, я чувствую себя, не то чтобы дилетантом, а, скажем так, первооткрывателем. Ведь каждая рыбалка меня чему-то учит, я подмечаю что-то новое, полезное для себя. Практически у каждого рыболова можно чему-либо поучиться, и ничего зазорного в этом нет, даже для профессионала.
Первые числа апреля. Совсем недавно с водоемов сошел лед и меня, как и большинство моих товарищей по страсти, тянет на открытую воду. Беру две удочки и спиннинг, в рюкзаке, в коробочке, мотыль, в кулечках перловка и мастырка. Зимой здесь, на Блощинском водоеме, клевал отменный ерш, счастливчикам попадался карась и даже карп, так часто рвущий рыболовам снасти. Хороший это водоем, рыбный. Когда-то он находился на балансе УООРа, ну а ныне его хозяева так часто меняются, что и не уследишь.
Однако сегодня результатом моей ловли к середине дня стали плотвичка и окушок. Так получалось, что с противоположного, заросшего камышом берега я еще ни разу рыбу не ловил. Видно сегодня пришел черед попробовать. Все равно день потрачен, и почему бы мне не произвести разведку. Обхожу ставок, камыш здесь хоть и прошлогодний, но стоит стеной, не подпуская меня к воде. Еще с того берега я заметил рыболова промышляющего с лодки в самом камыше. По всему было видно, что он местный – значит должен все здесь знать, чего бы он попусту сидел в камыше. С целью утолить свое рыболовное любопытство направляюсь к нему. К моему счастью он оказался добрым, совершенно не жадным, в смысле информации, человеком.
- Ну, что у вас? – первым спрашивает он.
- Одна плотвичка и окушок.
- А я вот поймал! – и с этими словами он поднял садок, в котором бултыхались три карпа примерно по два-три килограмма.
- И на что?
- На картошку.
Начало апреля и картошка? Для меня это была новость. Я понимаю летом, осенью… но чтобы весной! Действительно, век живи, век учись.
Снявшись с места он подплыл ко мне. Перекурили. Рыболов оказался общительным. Он рассказал мне такие вещи, о которых я даже не догадывался. Например, все мы знаем, что рыба после ледостава направляется на отмель. Вот он и заметил, что в это время карп стаями «шевелит» камыш. Значит, если он гуляет, то его нужно как то привлечь, причем так, чтобы наживку не отбивала всякая иная мелкая рыба (карась, плотва). Вот он и решил, что лучше картофеля ничего не найти. И оказался совершенно прав.
Однако, при подобном ужении рыболову необходимо иметь железную выдержку. Рыба ходит на глубине 60-120 см, не более. Место, где по вашему мнению, гуляет карп подкармливается пшеном, перловкой или другой крупой. Мелкая рыба, поедая эту прикормку, создает определенный звук, который распространяясь по водоему, привлекает карпа на кормежку. Подход карпа виден издалека: камыши шевелятся, из воды выделяются пузыри, вода становится мутной.
- Пройдите немного по берегу, выберите себе место, – советует мне рыболов, – вот вам картофель, а перловка у вас есть.
Поделился я с ним своей перловкой и пошел по берегу. Вскоре набрел на давно брошенный мосток, на котором и обосновался. Забросил прикормку, две удочки, жду. Прошло часа два. Не могу сказать, что полевка была неожиданной. Как и говорил мой учитель, сначала у поплавка зашевелились камыши, после поплавок чуть вздрогнул и лег. Вероятно, я поспешил с подсечкой, или, может быть, карп что-то заподозрил и выплюнул насадку, но борьбы с рыбой не было. Не прошло и десяти минут, как на вторую удочку последовала поклевка. Резкая, хорошая, вот только карпик оказался мелким, граммов на шестьсот. Больше полевок у меня не было в тот день, хотя камыш вокруг моих поплавков шевелился.
Засыпав остаток прикормки и картофеля в воду, я смотал удочки. Уже дома, анализируя прошедшую рыбалку, я пришел к выводу, что полевок было бы значительно больше, будь у меня поплавки менее яркими, менее агрессивными и более легкими. Пришлось переделывать удочки. Поплавки я изготовил из обычного веника, покрыв их бесцветным лаком. Получились они очень легкие, похожие на камыш. К слову сказать, у моего учителя поплавки были из обычной дубовой коры.
И вот, я снова на том же месте. Первым делом прикормил, забросил три удочки без грузил, с одним лишь картофелем, сижу. Солнышко поднимается, водоем оживает, кругом гуляет рыба, но у меня пока тихо. Прошло немного времени, и я замечаю движение камыша, которое перемещается в мою сторону. Идут! Через пару минут стая была около моих поплавков. Все стихло, только пузыри вокруг поплавков – роются, ищут пшено да мои крючки с картошкой. И вот она, поклевка! С ней я справился, однако случилась другая напасть – обломился крючок. А обломился потому, что был не качественным. А ведь я знал об этом! Знал, что его бородка слишком глубокая и если крючок при подсечке не заходил в рот карпа, то он ломался. Вот я и еще раз убедился, что такие крючки никуда не годятся.
Часто ловя рыбу в этом месте, я привлек внимание местных жителей. Ко мне стали подходить и интересоваться успехами. Я ничего не скрывал, но и уловы свои не афишировал. А что можно скрыть от людей, которые садятся за твоей спиной и за всем наблюдают. Некоторые пытались ловить на моем месте. Пытались, но безуспешно. А безуспешно потому, что я рыбу прикармливал, а мои «наблюдатели» нет. Да и леска у меня на удочках великолепная (дорогая, французская) и я свободно таскал карпов через камыш, не боясь за обрыв лески. Крючки, случалось, несколько раз не выдерживали, а леска ни подвела меня ни разу.
С каждым разом мои уловы увеличивались. Рыбы здесь было в изобилии и я не менял места своего лова весь сезон. В одно и то же место я сыпал корм – вареную пшеницу. Потом я решил не только прикармливать, но и ловить на пшеницу. Цеплял от трех до шести штук на крючок, легенький грузок, и карп брал. Брал резко, стремительно, как будь-то он хотел украсть наживку.
Еще в первые дни моей рыбалки на этом месте произошел забавный случай. Подплыл ко мне сторож водоема. Я заплатил ему пять гривен, а он выписывает мне билет и спрашивает об улове. Я ему показал всю свою добычу – одного карпа, килограмма на три. Полюбовались мы этим красавцем, после чего беру я его и опускаю в садок. И тут карп делает сумасшедший рывок и порвав сетку уходит на глубину. Я в шоке. Вытаскиваю сетку – бывшую авоську из под лука, а она порвана, авоська из под лука годится разве что для лука.
Где-то ближе к середине лета плотва стала меня изводить и пришлось мне снова перепрофилироваться с насадкой, вернувшись к картошке, чтобы лишний раз не подшуметь осторожного карпа. Следом за мелочью к моей кормовой базе потянулся и хищник. Прямо в камыше, чуть ли не на поплавках шустрила щука. Сначала я было подумывал поставить пару живцов, но потом передумал – погонишься за двумя зайцами – ни одного не поймаешь.
Со временем я даже усовершенствовал способ наживления картошки на крючок. Пригодились две старые латунные гильзы 12-го и 20-го калибров (для крючков различного размера), у которых были срезаны донышки, а одна сторона заточена. В результате получались картофельные палочки и мне оставалось отрезать от палочки необходимый кусочек.
Однажды, я застал на пруду прескверную погоду – низкие свинцовые тучи, резкий порывистый ветер. После стал волнами накатывать дождь. Камыши ходили ходуном, а волна подбрасывала поплавок сантиметров на десять. Нужно было придумать что-то такое, чтобы поплавок, болтаясь на волнах, не дергал насадку. Пришлось переоборудовать удочки. На каждую, сантиметрах в двадцати пяти от крючка, я поставил увесистый, скользящий по леске кусочек свинца. После этого поплавок уже не будет шевелить крючок с насадкой, а карп в такую погоду, как правило, берет насадку смело и решительно. Оснастил я первую удочку, забросил и занялся второй. Не успел я закончить переоснастку второй удочки, как первая поползла по мостку. Подсак я всегда приготавливаю в первую очередь. Эта моя привычка оказалась как нельзя кстати – серебристый красавец отправился в мой, уже надежный садок. Следующая поклевка была такая же как и первая – поплавок, прыгающий на волнах вдруг резко ушел под воду. Леска натянулась… За два часа я поймал пять карпов весом от двух до трех килограмм каждый. Дул ветер, время от времени налетал дождь, но та рыбалка оказалась великолепной.
Так до середины октября, пока не спустили воду с пруда, я ловил на одном месте карпов. Ловил на мели, в камышах и все с непременным успехом. В настоящее время, как мне известно, хозяева там поменялись и ловить на пруду запрещено. А жаль

Комментариев нет:

Отправить комментарий