вторник, 16 июня 2015 г.

Лещ

Лещ! Какое притягательное слово для рыболова-лещатника! Сколько запоминающихся историй связано с ловлей этой крупной со сплющенным телом рыбой одетой в серебристо-желтоватую чешую с медно-красным отливом. Какие только секреты не пришлось познать в приготовлении изысканного с разными добавками и ароматизаторами корма.
И все для того, чтобы ублажить, угодить его Величеству речному гурману, забывающему за столом угощения о всякой осторожности, а потому так быстро попадающему на стол к рыболову. А какие блюда из леща получаются! Лучшей рыбы для вяления и копчения матушкой природой в наших краях не придумано, да и рыбьим жиром он напитан необыкновенно. Лещ - рыба ценная, целая гастрономия кулинарных рецептов. А потому не кончается армия фанатичных поклонников ловли речного гурмана. На смену одним приходят другие, и все начинается сначала.

Его Величество лещ
Однажды в один из солнечных июльских дней я занимался подготовкой рыболовных снастей и планировал в конце недели пойти на леща. Погода и атмосферное давление были устойчивыми, а последняя четверть убывающей луны подсказывала, что возможен хороший клев, который продлится всего несколько деньков.
Пересмотрел кормушки с отводиками, грузила и навязал поводки с крючками. Проверил наличие круп, всего было в достатке, кроме пшенки. В ближайшем гастрономе купил недостающей крупы. Подходя к дому, на остановке встретил одного знакомого грибника, разговорились. Он мне сообщил, что вдоль отводного канала собирал грибы и видел, как на перекате сильно бил жерех и крупный окунь. Место этого переката мне хорошо известно, там я давно ловлю небольшого жереха и окуня на спиннинг с берега. Но обычно я рыбачил осенью, а сейчас был конец июля. Но не верить я не мог, информация была достоверной. Да и приметы: притопленная в воду металлическая труба и высокий серебристый тополь напротив - совпадали со сведениями грибника. Придя домой, начал подготавливать еще и снасть для хищной рыбы с твердым намерением сходить вначале на канал на хищника.
Вдруг зазвонил телефон, в трубке раздался знакомый голос Якова - старого заядлого рыболова. Он сообщил, что в районе табачки на Киевском водохранилище ближе к мосту на Лебедивку у проема в бетонном ограждении подошел лещ , и предлагал мне поехать с ним в разведку на рыбалку. Я же назвал известные мне координаты хищной рыбы и стал агитировать ехать первым автобусом именно к этому месту. Но Яков был настойчив - только на леща, потому что знакомые ехали с дачи и видели как его ловят. В конце разговора решили еще раз созвониться попозже. Мне нужно было определиться, куда и на какую рыбу пойти. На хищника все было готово. Берешь спиннинг, искусственные приманки - и хоть сейчас отправляйся рыбачить. А на леща? Ого! Сколько всего еще надо! Корм сварить, мастырку приготовить, запарить геркулес , червей накопать... Спиннинги, подсачек, садок, катушки, кормушки, сидение, грузила и прочее, прочее.. Сложишь все в рюкзак, да с трудом взвалишь на плечи, а он как мешок с картошкой весом давит. Вроде не рыболов ты, а переселенец запасливый. После непродолжительного раздумья пришло уверенное желание, невзирая ни на что, ловить леща. Какая-то необъяснимая сила внутри меня подсказывала ехать именно на бетонку в район Табачки. Выбор был сделан, интуиции и чувствам своим привык доверять.
Времени было не так много и задачей номер один было достать червей. Красный червь - отличная насадка, лещ не просто обожает его, он в большинстве случаев предпочитает именно этот деликатес для рыбы - букетик извивающегося на крючке лакомства. Да и как наживка красный червь отлично и долго на крючке держится, и в воде чувствует себе превосходно. Вытаскиваешь из глубины кормушку с поводками, чтобы перезарядить, а черви хоть бы тебе что - живые, будто только что наживлены. За такой надежной наживкой приходилось ездить в парк, на луг или в Пущу-Водицу. Но иногда покупал ее и на киевском рыболовном рынке - «Бухаре». Чего только нет на этом рынке: любые снасти, наживки... Лотки, на которых выставлен живой товар из червей, видны издалека. Черные, влажные лепешки земли сползают к самому краю настила. Хозяева время от времени сгребают их руками в кучу, уменьшая в размерах эти расползающиеся лепешки с начинкой из живых червей, сопровождая свои действия зазывным двухстишием:
Подходи, рыбачек, покупай червячек, Свежие, красные, на рыбку прекрасные!
- Покажите, пожалуйста! Порции хорошие?
- Бери, не пожалеешь и в другой раз придешь! - отвечала хозяйка, разложив щепотку червей на ладони руки приговаривая: « На клев! На удачу!» Подбрасывая еще несколько штук, но щепотка червей от этого не увеличилась, а только расползлась по ладони. Если наживлять букетиком по несколько штук на крючок, то этого хватит всего лишь на несколько забросов спиннингом, а значит покупать таких порций надо хотя бы четыре. А за деньги, которые необходимо выложить, можно и на рынке рыбку купить. Пришлось отказаться от идеи приобретения червей на базаре и отправиться за ними в Пущу-Водицу.
Приехав домой с червями, принялся варить корм и готовить мастырку. Аромат стоял такой, будто шла подготовка к праздничному застолью. Закончив к вечеру рыбную кулинарию, поставил будильник на четыре часа утра, но уснуть не смог. Вышел на балкон и стал смотреть на необыкновенно звездное небо и луну, излучающую особый магический свет. Усилившийся ветерок затронул листья рябин и тополей. Мелодия ветра и чарующий напев листвы рождали поэтические строки:
О музыка ветров!
Нет ни конца, начала
Волнующему пению листвы.
Ни хору тополей,
Ни сольному рябин вокалу,
Ни песни грустной,
Ни радостной мечте
Ровно в пять тридцать я был на площади. Яков уже ждал меня на остановке автобуса, приветствуя поднятой рукой. Подошел автобус, и стал быстро заполняться ожидавшими пассажирами. Мы уселись на сиденья с правой стороны. Наконец автобус тронулся и повез нас и наши надежды в район Табачки.
Меньше чем через час мы уже подъезжали к ГЭС, оставив позади проснувшийся у подножия Киевского водохранилища город Вышгород. Море встретило нас освежающей прохладой и монотонным шумом прибоя. Вдоль возвышающегося бетонного ограждения напротив места ловли уже красовался хаотично припаркованный автотранспорт лещатников, приехавших раньше нас. Козырные, уловистые места оказались заняты, в садках некоторых рыболовов уже плавали лещи и подлещики, пойманные рано утром. Спустившись вниз по бетонке, начали искать подходящее место для ловли. Остановились метрах в сорока с левой стороны от уже ловивших рыболовов. Терять время было нельзя: сразу принялись оборудовать место ловли. На покатистом бетонном берегу установить спиннинги не так просто, как может показаться - нужно иметь специальное приспособление, которое фиксируется в выступающее ребро доски, схваченной с двух сторон бетоном. Наконец спиннинги собраны, кормушки набиты ароматным кормом, а на крючки наживлены букетики красных извивающихся червей. Беру спиннинг в руки, заношу над правым плечом и одним доведенным до автоматизма движением делаю резкий взмах, «выстреливая» свинцовым грузом. Грузило вылетает как из катапульты вперед-вверх, увлекая за собой кормушку с наживкой и леску, паря птицей в вышине над морем, а затем по дуге устремляется вниз, падая в гребни убегающих волн, озвучивая крепким хлопком образовавшуюся воронку с расходящимися кругами на воде.
Притормаживаю большим пальцем вращающийся барабан «Невской» катушки и даю с натяжением погружаться грузу, который плавно достигает дна. Вторым забросом ложу кормушку на воду чуть поближе. На оба спиннинга цепляю бронзовые колокольчики на прищепках и удобно усаживаюсь напротив прутов на обшитую зеленым дермонтином паралоновую сидушку. Все! Теперь я готов к ловле леща.
Как прекрасно находиться у воды в летнее утро и созерцать дальний, еле различимый контур берега, слушать мерный шум волны и ни о чем не думать.
Прошло более получаса, а поклевок все не было. Пришлось перезарядить спиннинги, набить кормушки кормом и сделать новые забросы. Два дюралевых прута с резными деревянными ручками и с подвешенными бронзовыми колокольчиками стояли молча, наклонившись к воде с нырнувшей в глубину натянутой леской. Бледно-голубая поверхность волнующегося моря упиралась в уходящую к горизонту дымчатую занавеску тумана, сливаясь в одну, рожденную июльским утром музыку Воды и Неба. Подошел Яков и поинтересовался, как обстоят у меняя дела.
Я решил его немного развеселить, вот и ответил «Очень часто клюет, но никак не могу засечь, или засеку, так крупняк рвет поводки с крючками». Мы дружно рассмеялись. «Ничего страшного, лещ должен подойти», — сказал Яков. «Да, уже пора бы речному гурману подойти и к нашему столу и отведать лакомства», —- подумал я. А то ведь времени уже прошло прилично, а у нас пустые садки, не в пример рыболовам, которые приехали совсем немного раньше нас. Мы продолжали добросовестно забрасывать новые порции корма, меняя насадки, но все равно за все время у нас не было ни одной поклевки. На такой минорной ноте я подошел к напарнику. Яков загорал на солнце, сняв рубашку. «Сегодня дела нет!»,— тихо сказал он. «Еще рано, еще клев будет!», — подбодрил его я. « Смотрите, справа от нас у рыболовов поклевки были и у нас будут». « Да! Но... там они закормили, там лощина с глубиной, там рыба, а мы неудачно стали», — пессимистично продолжил Яков. Затем начал вспоминать уловистые времена из своей многолетней рыболовной практики. Яков - профессиональный музыкант, до войны жил в Польще, учился в Варшавской консерватории, а потом судьба забросила его в Киев, где он продолжал работать педагогом, хотя давно вышел на пенсию. «Вот бывало выйду на два- три часа побросать блесенку—вертушку, и к обеду приношу домой несколько щук, дома их по росту выкладываю. Тогда рыбы полно было, и отпадала всякая необходимость торчать весь день, чтобы словить что-нибудь. Смотри! Времени уже - почти час дня и ни единой поклевки», — возмущался Яков. Рыбачившие справа от нас рыболовы перестали делать забросы, некоторые разделись по пояс и принялись загорать. Даже у них на лещевом месте закончился клев, и они тоже, по словам Якова, остались без дела. Сняв рубашку, я неспешно поплелся к своим беззвучным спиннингам, а подойдя к ним, вальяжно уселся на горячую от солнца сидушку и стал смотреть на воду, принимая солнечные ванны.
Встречный, освежающий ветерок морщил обширную часть водохранилища. Волны одна за другой ударялись в свисающий выступ вымытого бетона и рассыпались мелкими брызгами, образуя пенистый шлейф вдоль берега. Взглянул на часы - ровно час дня. Может пойти на обводной канал, до него рукой подать. Возможно, там что-нибудь смогу поймать. Просто какой-то кошмар с клевом. С такими невеселыми мыслями я нехотя поднялся с сидушки и пошел по разогретой солнцем бетонке к ограждению, где в тени находился рюкзак, черви и корм для рыбы. Но что это? Я слышу звон колокольчика! Того самого колокольчика, который так долго молчал и казалось крепко уснул у воды на солнце. Мгновенно обернулся и «схватил» взглядом спиннинги. Один прут, тот что был слева, лихорадочно трясся, разнося по всему бетонному берегу весть о том, что его Величество лещ пожаловал наконец-то собственной персоной. Сердечко учащенно застучало. Я снова слышу удивительную музыку клева, волшебная мелодия которая наполняет адреналином каждую клеточку рыболова. Быстро подбежал, схватил спиннинг, сжимая барабан катушки, и сделал потяжку на себя, отойдя несколько шагов с прутом вверх по сползающей к воде бетонке, но в спешке забыл отцепить колокольчик. Все смешалось — надрывный звон колокольчика и долгожданная сопротивляющаяся тяжесть крупной рыбы. Подойдя ближе к краю бетонного берега и держа спиннинг под углом, аккуратно наматывая леску на барабан катушки, подводя ближе речного гурмана. Вот он уже почти рядом, рывки стали не такие сильные, как в начале. Приподнимаю спиннинг, держа леща в натяжении, медленно подвожу к поверхности, давая ему глотнуть воздуха. Лещ открыл рот и беспомощно завалился на бок, показав золото своей чешуи. Плавно причаливаю его плашмя к берегу и, подхватив подсачеком, вытаскиваю из воды. Все! Наконец-то пойман долгожданный лещ ! Да еще какой - весом почти в полтора килограмма. Яков поздравил меня с хорошим почином. «На что взял??» —- « На червя, на красный живой букетик», — ответил я « Вы идите к спиннингам, сейчас и у Вас будет поклевка». Только я произнес эти слова, как зазвенел колокольчик на спиннинге у Якова. И теперь уже он демонстрирует спринтерский забег к своим прутам. Как все-таки смешно и радостно смотреть на пожилого человека, который с мальчишеской прытью мчится по бетонному берегу, запрокинув голову. «Скорее, скорее! Лещ уже сидит на крючке и ждет Вас»,— кричу ему вслед.
Начался клев, пошла работа, есть дело. Только опустил в садок первого пойманного леща, как зазвенел колокольчик на другом спиннинге. Быстро снимаю колокольчик, делаю плавную потяжку на себя и вновь чувствую волнующую тяжесть и сопротивление крупной рыбы. Ради вот этих незабываемых мгновений собственно и ходишь на свидание с ею величеством лещом.
В этот день я вытащил еще пять, точно таких же, как первый, красавцев. Яков тоже работал двумя спиннингами: удача улыбнулась и ему. Характерно, что поклевки следовали сразу же , как только груз опускался на дно. Лещ и впрямь потерял голову и всякую осторожность, увлекшись вкусным угощением. Но постепенно клев стал затихать, и вскоре спиннинги снова замерли: лишь дважды их кончики слегка вздрогнули и однозвучно звякнули колокольчики.. Клюнули два мелких подлещика, которые были отпущены на волю. Крупный лещ насытившись, отошел, оставив крошечные объедки своим меньшим братьям.
Яков предложил заканчивать рыбалку, через час должен был проходить автобус на Киев, Я начал неторопливо сматывать спиннинги, паковать рыболовные принадлёжности в рюкзак с широкими кожаными лямками и объемными карманами на застежках. Пойманных лещей сложил в матерчатый мешочек, предварительно переложив их крапивой и пучком срезанного пырея. Выйдя на дорогу, стали поджидать автобус. Дорога тянулась вдоль моря, то петляя, скрываясь за поворотом, то устремляясь вперед длинной ровной линией, сужаясь вдалеке, сливаясь в еле заметную строчку пути. Раскаленное июльское солнце невыносимо пекло, нагревая плиты тщательно утрамбованной трассы и прилегающее ограждение. Щурясь от яркого солнечного света, мы напряженно всматривались в уходящую вдаль дорогу, окутанную синевой безоблачного неба с зеленой примесью растущих вдоль обочины ив и тополей.
Наконец вдали показалась белая движущаяся точка, которая, приближаясь, все больше увеличивалась в размерах и через некоторое время уже отчетливо был виден мчавшийся по трассе автобус, который плавно затормозил, поравнявшись с нами. Мы вошли в салон автобуса, в котором уже находились несколько рыболовов. Пруты одного из них не были зачехлены, а просто обвязаны узким шнуром. Деревянные съемные ручки спиннингов торчали прямо из рюкзака, дно которого потемнело от просочившейся влаги пойманной рыбы. Другой рыболов, обутый в высокие резиновые сапоги, рукой придерживал колено бамбуковой удочки и пруты, касавшиеся его плеча. Значит клев у него был не ахти, если он успевал рыбачить поплавчанкой, — подумал я. Мы разместились впереди них. Яков снял головной убор, выгоревшее на солнце до бела кепи с небольшим опущенным вниз матерчатым козырьком, положил его на колено, достал маленький платочек и медленно начал промокать ним потную лысину. Весь его вид: счастливое выражение лица, бегающие серые глаза, выражал готовность вступить в разговор. «Как ваши успехи?» — обратился он к рыболовам. Один из них нехотя ответил, что с утра было всего несколько поклевок. Я, хорошо знавший Якова, был уверен, что на этом обмен информацией не закончится. «Я вам вот что скажу, у нас сегодня просто отличная рыбалка такие были поклевки, я получил массу удовольствия, - начал Яков. Далее следовало подробное описание заброса, насадки, глубины водоема и места, где мы рыбачили. Рассказ о каждом удачном клеве сопровождался жестами похлопыванием ладонью по «рюкзаку, указывавшем на меня и мой рюкзак. Незнакомые рыболовы улыбались, поглядывая друг на друга и не веря такой бесплатной откровенной информации. Яков был человеком откровенным, для него врать, что играть фальшиво. А в его рассказе скрывалась и притягательная изюминка, вызывающая собеседника на откровенный диалог. Фальшивых людей он не любил. Фальшивый человек, что фальшивая нота, повторял он. На следующий день после его рассказов на прежнее место лова можно было уже не ехать, все места будут заняты. Яков, зачем Вы так подробно всех информиркете, они же Вам ничего не сообщили! Да ради Бога, - отвечал Яков – рыбы всем хватит.
Мы возвращались домой уставшими, но безмерно счастливыми. Счастье – это когда ты счастлив. Эта величина не имеет измерений. Ни купить ее, ни продать, ни одолжить не получится. Ее можно только обрести.
Ловля леща – это творчество, а творчество, как говорит один мой давний друг, любитель отдыха с удочкой – это бесконечная фантазия души, озвученная в материале. В тот день мы с Яковом озвучили ее в рыбалке, в общении с неповторимой, бесконечной красотой и гармонией природы. Люди излучающие счастливость. Это было про нас.