вторник, 16 июня 2015 г.

Линь.

Название "линь" дано этой рыбе вследствие характерной особенности ее изменять свой цвет.
Будучи вынутым из воды, пойманный линь немедленно покрывается большими черными пятнами. Это происходит оттого, что он весь покрыт толстым слоем чрезвычайно густой и прозрачной слизи, которая на воздухе темнеет, твердеет, а затем отваливается кусками, оставляя на этих местах большие желтые пятна.
Своим складом линь несколько напоминает язя, но от всех карповых рыб он легко отличается своим толстым неуклюжим телом, толстой хвостовой частью туловища, мелкой чешуей и маленькими ярко-красными глазами. Кроме того, линь имеет непарное число глоточных зубов, расположенных в один ряд и с внутренней стороны вытянутых в маленький крючок. Рот у него очень мал, мясист, даже кажется как бы распухшим, а по углам его сидит по одному небольшому усику.

Цвет линя находится в большой зависимости от воды, в которой он живет. Вообще спина у него темно-зеленая, бока оливково-зеленые с золотистым блеском, брюхо сероватое; в реках и чистых озерах он всегда гораздо желтее, нежели в тенистых прудах заросших водяными растениями, где бывают почти совсем черные лини.
Линь растет довольно медленно, но живет долго, и потому в больших прудах, заросших тростником, где находит себе безопасное убежище, достигает иногда огромной величины. Так, например, по свидетельству проф. Кесслера, в одном пруде в окрестностях Киева был пойман (в 1857 году) линь, который имел в длину около 70 см, весил 7,5 кг и был весь как бы покрыт мхом.
Линь любит воду тихую, травянистую; быстрой и холодной он избегает, и потому держится больше в речных заливах, протоках, озерах и прудах, заросших камышом и тростником. Он не боится несколько солоноватой воды, а потому весьма распространен в низовьях, даже у самого взморья. В небольших непроточных прудах лини составляют довольно большую редкость, потому что во время нереста для них нужна довольно чистая, хотя и теплая вода. Любимое местопребывание их составляют тихие заводи рек, проточные, илистые и камышистые озера и такие же пруды.
Вообще, это очень вялая и ленивая рыба. Линь крайне медлителен в своих движениях, живет большей частью в одном и том же месте реки или пруда и показывается в других местах только в полую воду. С быстрой водой он не может справиться, и при весеннем или осеннем разливе рек, прорыве прудов нередко сносится течением на далекое расстояние. В таких заливах рек, заводях, полоях или в вершине пруда, густо заросших камышами, тростником и особенно горошницей, линь держится большую часть дня, копаясь, подобно карасю, в вязкой тине и доставая оттуда червяков - свою главную пищу; впрочем, он кормится также самой тиной и различными водяными растениями. Только по вечерам, утром и ночью линь выходит гулять на более чистые места пруда, но и тогда очень редко выходит на поверхность, разве ему вздумается схватить упавшую в воду крупную мошкару.
Как рыба оседлая, линь редко встречается на одном месте в большом количестве, за исключением периода метания икры и зимнего времени. Он ведет уединенный образ жизни и плавает в одиночку. В октябре, реже в начале ноября, лини собираются в более или менее значительные стаи и залегают на зимовку в самых глубоких местах озера или залива. Иногда они совершенно зарываются в тину и, добытые оттуда, долго не подают никакого признака жизни.
Отсюда выходят они очень рано - в марте или апреле, и как только появятся закраины, подходят к ним и, истощенные продолжительным постом, начинают жадно клевать. Многие рыбаки, основываясь на том, что рыба лучше всего берет после нереста, полагают, что линь мечет икру ранней весной и летом в июне. Но весенний нерест линей тем более невероятен, что для развития их икры нужна более высокая температура (+18 и более), чем у карася. Даже на юге нерест линя никогда не начинается ранее первых чисел мая, а в основном происходит в конце этого месяца, даже в июне, но не в конце июня.
В середине или в конце мая (смотря по местности) линь перестает клевать и скрывается в тине, откуда выходит за два или три дня до начала игры к камышистым берегам озера или в самые травянистые места речных заливов и протоков.
Молодые линьки растут довольно быстро, быстрее карася, даже язя, и в некоторых кормных озерах и прудах за два-три года достигают 400 г веса. Они делаются способными к размножению на 3-м или на 4-м году. По моим наблюдениям, лини в кормных прудах в год достигают 200-граммового веса, в два - 400 г, а в три - до 800 г и более.
Большинство охотников-рыболовов ловят линей удочкой. Ужение линей прельщает многих любителей, но, как исключительно прудовая ловля, она довольно скучна и утомительна, тем более что линь клюет крайне вяло и продолжительно, так что в состоянии вывести из терпения всякого речного рыболова, не привыкшего иметь дело с такими флегматичными и ленивыми рыбами. Кроме того, линь относительно своей величины принадлежит к числу слабых рыб и стоит в этом отношении почти наравне с лещом, густерой, налимом и карасем. Большого искусства ужение линя также не требует: он берет очень хорошо и на грубые снасти. Главное в этой ловле - не торопиться с подсечкой.
Лучшим временем для ужения линей считается конец весны или начало лета, когда эта рыба больше бродит около берегов, сначала в поисках икрянников с созревшими половыми продуктами, а затем, после нереста, отыскивая себе пищу. В мае и в начале июня попадается на удочку, по крайней мере, 3/4 всех выуживаемых линей. Однако местами, особенно в неглубоких проточных прудах, рано вскрывающихся и скоро нагревающихся, лини отлично берут через несколько дней после того, как растает лед, и притом гораздо вернее и жаднее, чем в мае и июне. Во время нереста клев, по мнению многих рыболовов, прекращается, но это не совсем верно. Линь, как и всякая другая рыба, не берет вовсе насадки только в момент самого процесса икрометания, а незадолго до него или вскоре по его окончании кормится, хотя очень вяло, и, так
сказать, машинально, попутно. С середины лета клев линей почти прекращается. В это время они держатся в травяных зарослях, сыты и в жару даже зарываются в ил или прячутся под плавучие берега, поэтому попадаются в очень небольшом количестве и то на заранее расчищенных и прикормленных местах. В августе и сентябре, когда похолодеет вода и трава поредеет, лини ведут сравнительно бродячую жизнь и начинается их осенний клев, тоже известный не всем рыболовам. Возможно, лини жадно берут осенью только в менее кормных прудах, озерах и затонах. В более южных районах этот поздний клев бывает в сентябре и даже в первой половине октября, только в теплую погоду. По некоторым наблюдениям, осенний клев продолжается около недели, т.е. весьма непродолжительно, поэтому может пройти незамеченным.
Наилучшим временем для ужения линя надо считать утро, притом не особенно раннее. Местами лучший клев отмечается по вечерам, на закате и до сумерек. Среди дня, около полудня, так же как и ночью, линь попадается на удочку только случайно. Последнее обстоятельство довольно странно, потому что эта рыба может быть названа почти ночной. На это указывают как сравнительно маленькие глазки, как у налима, так и то, что линей можно наблюдать гуляющими по ночам иногда у самой поверхности воды, причем, перекувыркиваясь, они производят звуки, напоминающие буквально падающие в воду комки глины. Весьма вероятно, что лини не берут или почти не берут ночью потому, что в это время ходят в более открытой, более глубокой воде и на дне. Дневная ловля линей тоже является исключением из общего правила.
Место ловли линей опытный рыболов легко может определить при первом взгляде на арену будущих действий, но оно довольно разнообразно, и точное описание его затруднительно. В прудах предпочитаются наиболее заросшие или, вернее, зарастающие в последствии места, не отмелистые, а приглубые, в расстоянии 3-4 метра, не глубже, однако, 1,8 метра. При таких условиях удобнее всего ловить с берега. У мелких, травянистых берегов ловить очень неудобно, а потому приходится ловить с лодки и забрасывать поплавок на урезе травы, т.е. там, где она кончается. Лучше, вернее и удобнее ловить линей около камыша и тростника. Дело в том, что в таких местах путь линей не так широк, как около других водяных растений, и здесь почти вся масса мимо идущих рыб идет у краев, почти не заходя в чащу. В большинстве лодку устанавливают (на кольях или веслах) в траве, ближе к берегу, вдоль его, чтобы можно было ловить на несколько удочек. Некоторые рыболовы предпочитают остановиться на чистой воде, далеко от берега, в 4-6 м от травы и закидывают удочки таким образом, чтобы поплавки стояли около самой травы. Преимущество этого способа заключается в том, что линя сразу после подсечки выводят на чистое место, не давая ему запутаться в траве. Линь же, особенно голодный, вовсе не пуглив и не боится лодки, зачастую подходит к ней вплотную. Позднее, когда разрастутся травы, тростники и камыши, ловить линей можно только в прогалинах или коридорах, которые часто приходится делать искусственно при помощи граблей. Местами летом линь берет в окошках между наплывом, т.е. береговой трясиной, но ловить здесь неудобно и даже опасно. Общее правило, что линь ловится только в илистых местах, почти не имеет исключений, так как песчаного, тем более каменистого дна линь всегда избегает, да таких мест в прудах очень мало. Однако замечено, что если насыпать на илистое дно слой песка, то ловля становится более добычливой. Это, по моему мнению, зависит от того, что на черном иле обычная насадка для линей - червь - менее заметна, чем на светлом песке.
Погода имеет довольно сильное влияние на клев линя. Эта рыба, покрытая толстым слоем слизи, весьма чувствительна к холоду. Линь имеет мягкое небо, подобно карпу, обладает отличным осязанием, обонянием, развитым вкусом и хорошим слухом. Линь не отличается только зоркостью и при отыскании пищи едва ли не более руководствуется обонянием, чем зрением. Перед переменой погоды, т.е. при падении барометра, клев линя всегда ухудшается или даже прекращается. Этим объясняется, почему иногда он не берет в хороший тихий вечер, и наоборот, отлично берет в очень плохую погоду - накануне перемены ее к лучшему. Лучшей погодой для ужения линя считается теплая, пасмурная, с накрапывающим дождем. После дождя лини часто всплывают на поверхность. В очень жаркую погоду они тоже любят подниматься кверху, и на этой привычке основана почти неизвестная у нас ловля их в траве почти поверху.
Если рыболов хорошо знает, каким путем ходят лини весной и в начале лета, то нет необходимости прибегать к прикормке. Но позднее, когда лини перестают кочевать и ведут почти оседлую жизнь, трудно обойтись без прикормки, не стоит и ловить без нее. Так как линь растительную пищу употребляет только в крайних случаях, то лучшей прикормкой для него считаются черви, особенно выползки, нарезанные на куски для того, чтобы они не зарывались в землю. Отлично приманивает линей хорошо отжатый творог в мешке из рединки. Линь охотно сосет творог, да и запах его слышит издалека, особенно, если к творогу добавлено конопляное или льняное масло.
Чем чувствительнее будет поплавок, тем раньше будут замечены его колебания, характерные для нерешительного клева линя, а потому лучшим считается удлиненный пробочный с пропущенной насквозь иглой дикобраза.
На какую глубину пускать поплавок - это зависит от насадки и свойства дна, но линей, за упомянутым исключением (ловля на улитку), ловят непременно со дна. Только одни советуют пускать поплавок так, чтобы насадка слегка касалась дна, другие - чтобы насадка лежала на дне, а грузило почти касалось его, третьи считают правильным, чтобы и грузило находилось на дне. Чаще всего приходится ловить первым способом, реже - последним.
Поклевка линя весьма оригинальна и отличается от поклевки других рыб. За редким исключением, она выражается в следующем: поплавок, до того времени неподвижный, вдруг качается несколько раз, как будто леска задета рыбешкой, затем он начинает качаться сильнее с перерывами, что продолжается иногда несколько минут, идет в сторону, иногда ложась на бок, сначала тихо, потом быстрее и, наконец, идет вглубь. Дело в том, что линь сначала пробует, сосет насадку своим маленьким, как бы распухшим ртом, несколько раз бросая ее.
Подсекать надо, как только поплавок пойдет в сторону, не дожидаясь его исчезновения под водой. В этот момент линь часто накалывается и выплевывает насадку, гораздо реже ее заглатывает. Неопытные рыболовы обычно подсекают очень рано, когда линь водит поплавок из одной стороны в другую. Подсекать надо в сторону, противоположную направлению поплавка, и при ужении без катушки довольно резко, поэтому, если снасть достаточно надежна, нет надобности церемониться с рыбой, благоразумнее сразу тащить к лодке и подхватывать сачком.
Лини почти всегда пахнут тиной, а потому необходимо предварительно выдержать их в садке, поставленном на быстрой воде. В крайнем случае, можно довольствоваться обсыпанием линя на некоторое время свежепрокаленным и потухшим углем, а, также вливанием в рот уксуса. Уха из линей густа и питательна, имеет особенный, довольно приятный сладкий вкус. Недурны также лини, жаренные в сметане. Линь очень живуч и в этом отношении не уступает карасю и карпу; в сыром мху он проживает до двух суток. Тем не менее, линь редко живет в аквариумах долгое время, вероятно потому, что от передряги и перемены воды нарушается правильное отделение слизи, и она начинает отвердевать и разлагаться. У рыбаков в Германии существует поверье, что раненые рыбы трутся возле линей, и раны быстро заживают; поэтому линя называют также рыбным лекарем. Весьма возможно, что эта клейкая слизь может заживлять порезы. В Германии и Швеции мясо линя, в особенности печень, считается целебным средством от многих болезней как людей, так и животных; например, его употребляют от лихорадки и от головной боли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий