вторник, 16 июня 2015 г.

Секреты от Иваныча.

— Ну, как сегодня клев, Пахомыч? — задал я свой традиционный вопрос своему соседу-пенсионеру, большому любителю рыбной ловли поплавочной удочкой. Всю весну, лето и осень он почти ежедневно проводит на реке.
— Ерунда, а не клев. Представь, с 5 утра просидел почти до обеда, а поймал пяток плотвичек да столько же густерок. Ни одной порядочной поклевки.

—И что, у всех так?
—Да почти все пошли домой с таким уловом. Не знаю, может погода меняется. Ты как думаешь?
—А мой друг Иваныч что поймал?
— Молчи, опять сазана килограммов на пять взял. Представь, вчера двух, сегодня. Да он каждый день их ловит. Везучий.
— Нет, что-то тут не так. Либо у него какой-то секрет есть, либо он слово заветное знает, — подзадорил я старика.
— Вот-вот, и я тоже всем говорю. Ну не может же быть, чтобы один ловил, а остальные — нет.
Лет 40 назад, на окраине города, где река делает крутой поворот, велось строительство и потребовалось поднять берег. Земснаряд работал с ранней весны и до поздней осени. В результате на излучине реки появился большой и глубокий плес. Со временем на нем течением намыло островки, заросшие камышом, но остались и глубокие места, в большинстве закоряженные старыми дубами. В общем, получился рай для рыбы. Вот этот плес и облюбовали городские рыбаки. В понравившихся местах забили тычки, к которым привязывают лодки во время ловли, ну а не имеющие плавсредств расположились по берегам. Фактически все рыбаки видят друг друга и поэтому знают, кто, что и сколько поймал. А рыба здесь водится самая разнообразная. Помимо плотвы и густеры попадаются лещи, язи, сомы, на живца хорошо идет щука и окунь. Некоторые счастливчики вытаскивали карпов, но вот сазанов ловит, в основном, один Иваныч.
Сначала это вызывало удивление, потом зависть, а потом все привыкли и стали воспринимать это как должное, потому что мой приятель — рыбак отменный. Наверное, это передалось по наследству. Его отца местные рыбаки иначе как "профессор" не называли.
Все свободное время летнего сезона Иваныч на реке. Он — как барометр для остальных. Если видят его лодку на плесе, значит, есть клев, нет — можно отправляться домой. Дружим мы с ним давно, хотя в рыбалке разошлись. Я предпочитаю спиннинг, он же питает к нему полное пренебрежение. Рыбалка для Иваныча — это святое. И когда он парит горох, готовит удочки, ни жена, ни дети не должны его отвлекать. Ну а выход на реку никто и ничто остановить не сможет. Постепенно в семье к этому привыкли. Как-то, будучи приглашенным к приятелю на уху, разговор повели, конечно, о рыбалке, о пойманных трофеях. Естественно, здесь Иваныч был в лидерах. Куда мне со своими щуками против его сазанов.
—Может, и ты веришь этим разговорам о том, что, мол, слово заветное знаю, потому и ловлю? — поинтересовался приятель.
— Конечно, нет. Но все же секреты какие-то у тебя есть. Почему ты ловишь сазанов, а другие — нет?
— Да какие это секреты, когда я их ни от кого не прячу. Просто многие считают себя великими рыбаками, вот им-то гордость не позволяет подойти и спросить, показать, разъяснить. Да ты ешь, а то уха остынет. Запомни, — продолжал Иваныч, — в рыбалке не бывает мелочей. И удочки, и лески, и крючки, и насадки, и подкормка — все должно быть самое лучшее, тысячу раз проверенное, чтобы потом не сетовал ах, на узелке леска лопнула, ах, крючок разогнулся, удочка сломалась.
Ну, о жизни сазана я тебе рассказывать не буду. Почитай Сабанеева. Главное, найти место, где он точно будет обитать. Видел, где я сижу на плесе? Так вот это — начало ямы по течению реки. Я долго ее искал, даже нырял — проверял. Только потом забил тычки метрах в 7-10 от омута. И начал потихоньку прикармливать. Каждый день утром и вечером высыпал в общей сложности 4-5 килограммов смеси из хорошо распаренного гороха, люпина, кукурузы. Сначала бралась плотва, густера, изредка попадались язи и лещи. Затем вышел из ямы и сазан. Поначалу были неудачи. И леску рвал, и крючки не выдерживали, но потом приспособился. А в прошлом году поставил свой рекорд, — поймал 62 штуки, причем попадались экземпляры по 8-9 килограммов.
— Иваныч, чтобы вытащить такого красавца, кроме рыбацкого счастья, нужно ведь и умение.
— Ты удочки мои видел? Что скажешь?
— Да какие-то они неказистые, маленькие, только уклеек ловить. Не в обиду будет сказано.
—А ведь это — то, что надо, бамбуковые, цельные, длиною до трех метров, не больше. Очень легкие, ими удобно подсекать. Чтобы не трескались, крашу зеленой масляной краской. Далее ставлю простую катушку, безинерционные для этой цели не годятся, и по длине удилища прикрепляю проводные кольца. Леса и крючки нужны особые. Я лично использую леску Millenium сечением 2,2 мм прочностью 6,2 килограмма на разрыв, а крючки предпочитаю KAMASAN 10 номер. В этих снастях я уверен, они меня никогда не подводили. Кстати, после пойманного хорошего сазана крючок обязательно перевязываю.
Теперь поплавок. Его я делаю сам из твердого пенопласта в форме оливки. Верхнюю половину окрашиваю в ярко-красный цвет. Протыкаю шилом по оси и делаю лобзиком вдоль пропил до отверстия под лесу. Теперь я смогу заменить поплавок на более крупный или мелкий за секунду, не снимая грузило и крючок.
—Слушай, еще замечаю такую картину. Когда на плесе сильный ветер и из-за волн поплавков не видно, из всех рыбаков сидишь один ты, и что самое удивительное, возвращаешься с уловом. Как тебе это удается?
— А это уже другой секрет. В ветер я поплавок снимаю. На лесе между катушкой и первым кольцом вешаю точно отрегулированный груз, кусочек свинца, который оттягивает лесу вниз сантиметров на пять от удочки. Чтобы груз лучше был виден, одеваю на него белый кембрик. Сделав заброс, оттягиваю груз на необходимое расстояние вниз и теперь уже смотрю на него. В лодке ветра нет и поклевка видна отлично. Дернулся мой "поплавок", пошел вверх — подсекаю. За все время ни одной осечки. Кстати, таким методом ловлю и ночью, только на дно лодки, напротив висячего груза, ставлю фонарик.
В нынешнем году из-за ранней весны сазан стал клевать уже в середине мая. В течение недели поймал 5 штук от 2 до 4 килограммов. И вдруг как обрезало: нет поклевок. Два дня голову ломал и нашел причину. При большой воде и быстром течении у меня на леске стоял тяжелый груз. Заброс делаю немного в сторону от прикормленного места, и течением насадку медленно сносит туда. Часто в этот момент бывает поклевка. Когда вода упала и течение замедлилось, насадка перестала двигаться и оставалась на одном месте. Назавтра снял половину груза — и домой ушел с уловом. В тот вечер поймал 12 килограммов рыбы, правда, сазанов было только пара, а то лещи и язь.
—Вот ходишь ты, Иваныч, на рыбалку с тремя удочками, а почему-то ловишь на одну.
—Верно подметил. А это потому, что при ловле сазана ни на мгновение нельзя отвлекаться. Все внимание на один поплавок, а иначе не подсечешь.
Кроме этого, когда засекаю рыбу, она обязательно зацепит вторую леску. Две остаются в запасе, ведь были случаи, что крупная рыбина ломала удочку. Когда берется хороший сазан, "воюю" с ним минут 30-40. Силы у него много — он может порвать леску потолще моей. Поэтому после подсечки начинаю потихоньку внатяжку отпускать его от лодки порой метров на 50-70, а потом медленно начинаю подмотку. Бывает, делаю это не один раз. Выматываю его и когда, наконец, подвожу к лодке, то, как правило, беру в подсачек без проблемы. Правда, и сам выбиваюсь из сил похлеще сазана. Кстати, подсачек у меня особый. Легкий, с большим диаметром кольца, прочной капроновой сеткой, которую я крашу темно-зеленой масляной краской. Рыбаки знают, как трудно после взятой в подсак рыбы, вытянуть из него крючок и грузило, а с окрашенной сеткой проблем нет.
— Ну и какой же главный твой секрет, Иваныч?
— Главное, заставить рыбу выйти в нужное для тебя место. А сделать это можно только одним способом, сейчас это называется привадой. Каждый день утром и вечером подсыпаю на месте лова. Учти, даже тогда, когда и не еду на рыбалку. За сезон высыпаю до трех мешков зерносмеси, и вот ловлю, в основном, на хорошо спаренный горох. Ну и еще нужно быть настоящим фанатом. Ведь ранним утром и вечером я на реке. За неделю выбиваюсь из сна и приходиться делать перерыв, а то засыпаю на ходу. Поверь, это истязание организма, но по-другому уже жить не могу. Древние финикийцы оставили запись, в которой говориться, что время, проведенное на рыбалке, не учитывается в срок основной жизни. Значит, жить мне лет 200. Вот и все мои секреты, дружбан.
—Ну, а уха из сазана вкуснее щучьей?
— Отменная, лучшей не пробовал. Когда еще захочешь — заходи.
На этом мы и расстались.
Р. S. Читатель может подумать, что мой друг Иваныч какой-то ненормальный, и ошибется. Это - умный, высокообразованный человек. Работает он учителем, поэтому лето у него свободное. С окончанием отпуска, увлечение постепенно уходит на второй план, ну а к зимней рыбалке я его так и не приучил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий