вторник, 7 июля 2015 г.

За щукой

Ловля щуки со льда чем-то напоминает ловлю карпа летом. Необходимы терпение, выдержка, отличное знание водоема и, конечно же, безукоризненные снасти: выверенные, чуткие, надежные. Малейшая недоработка в снастях и вы останетесь без улова – проверено опытом.
Щуку со льда я целенаправленно не ловил. Занимался ее «попутно», имея в ящике 2-3 летние рогульки. И если оказывался на водоеме, где раньше была замечена щука, ставил их на пойманных здесь же окушков и плотвичек. Поимка щуки, как правило, была случайной в подобных ситуациях, но некоторые экземпляры запомнились мне на всю жизнь.
Где-то в 70-х годах ловили мы окуня в районе Окуниново, на Киевском водохранилище. Было это ранней весной. Окунь брал на блесну превосходный, попадались экземпляры больше килограмма. Тогда я вспомнил о жерлицах и поставил две снасти на тающий мартовский лед. Как это у меня получилось? Да очень просто: хлыст, петля, на рогульке на леске тот же окунь. Самый малый, который по нашим временам и не такой уж и малый – 100-150 гр. Мои действия у приятелей вызывали лишь улыбку. Дескать, какая щука! Окуня ловить надо! И действительно, щуку в этом месте из нас никто не ловил, и не потому, что ее здесь не было, просто не до нее было за окунем.

Жерлицы я поставил после обеда. Увлекшись рыбалкой я совсем о них забыл, хотя и крутился с блесной совсем рядом. И тут, мой сосед замахал руками и стал кричать что-то невразумительное. Я посмотрел в ту сторону и увидел свою рогульку, которая крутилась в лунке как ошпаренная. Я бросился к лунке и стал ждать когда она остановится. По всем канонам рыбацкой науки это должно случится, ведь щука останавливается для того, чтобы заглотнуть живца, а потом плывет дальше. Именно в этот момент необходимо подсекать. Однако, так и не дождавшись остановки снасти, я подсекаю и чувствую на том конце неимоверное сопротивление. Попалась! Запаса лески больше нет и я тяну ее на себя. Туго, но идет. Лучи солнца слепят глаза и, конечно же, попадая в лунку, пугают рыбу. Лунку закрыть нечем, на льду нет ни снега ни льдинок и рыба сопротивляется изо всех сил. Соседи побросали все удочки и все сбежались на помощь. Два раза я подводил щуку к лунке и два раза отпускал на глубину. Леска, толщиной 0,5 звенела как струна, грозя мне обрывом, но пока держалась. Однако, вскоре я сам совершил непростительную глупость, потащив леску изо всех сил, и вот вода фонтаном ударила из лунки и я почувствовал слабину лески. Предательская пустота лески передалась во все тело, вызвав неприятное чувство беспомощности и разочарования. Пустой крючок, или, вернее, то, что от него осталось, болталось на конце снасти. Леска оказывается выдержала, а вот крючок… Кто бы мог подумать! Щуки я не видел, но не сомневался, что она была рекордного размера. Долго меня еще трясло от волнения. Я вероятно и сегодня точно укажу то место, где случился этот «сход».
Это был первый случай ловли щуки на льду в моей практике, следующие яркие воспоминания связаны с Липецким водохранилищем, что под Харьковом. Была середина февраля. Покупая мотыля на Благовещенском базаре я услышал, что на водохранилище берет хорошо щука. Времени на разведку у меня тогда не оказалось, впрочем, как и особых снастей, и я поехал с те, что имел: блесны, мотыль, мормышки и три жерлицы-рогульки простейшей конструкции. Затемно я был уже на месте, а на водоеме жизнь уже бурлила. Сначала пробовал ловить на блесну, но ничего у меня не вышло. Соседи неплохо ловили на живца, то справа от меня, то слева кто-то тянул щуку. Бросив блесну я пошел к берегу ловить живца. Поймав троих – окушка и две плотвички, направился на русло ставить жерлицы. Не успеваю закрепить леску в рогульке и чувствую потяжку. Отпускаю, пока она не останавливается и делаю подсечку. На том конце тяжесть и сопротивление. Есть! Тяну грубо прямо на лед. Металлического поводка у меня нет, поэтому медлить нельзя. И вот она на льду. Первая щука оказалась весом больше килограмма. Живец от первой щуки был еще живой и оказался пригодным для дальнейшей ловли, а за тот день я поймал два десятка щук, меняя щучьим «бартером» у местных ребят живцов. Сегодня мне кажется, что подобной рыбалки у меня вряд ли больше будет, и лишь воспоминания о ней мне до сих пор греют душу.
В этом же году я решил заняться щукой «основательно». Приготовил зимних жерлиц. Грузки решил ставить скользящие, весом 25-30 грамм, в расчете на то, что при полевке грузок опустится на дно и леска будет свободно скользить и не мешать заглатыванию живца. Но не тут то было. Грузок, скользя по леске, наверное, бил щуку по голове и она, получив легкий нокдаун, выплевывала живца вместе с двойником. Мои безрезультатные (в плане поимки рыбы) эксперименты длились три рыбалки. Клев был, флажки срабатывали, катушки разматывались, а щуки не было.
Проанализировав все нюансы, я понял, что-то не так с моей снастью. Как мне кажется, главный момент состоит в грузиле, второй в катушке. Груз должен быть минимальный, а катушка должна идти легко, как по маслу, чтобы щука взяв живца не ощущала сопротивления. Тогда и будет положительный для рыболова результат. Согласно такому видению я переделал все жерлицы. На это ушли уйма денег и времени, но что это в сравнении с решенной щучьей проблемой.
Время уже было не лучшее для ловли щуки. Первый лед, вместе с лучшим клевом позади. Из десяти жерлиц у меня было три полевки. Три! Но в одной и той же лунке и две из них в течении 10 первых минут. Третья через час. Три поклевки – три щуки. Этот результат был для меня победой, ибо в тот день мой неизменный приятель Николай не поймал ничего, хотя до этого давал мне уроки мастерства. На сегодня же мои снасти оказались лучше. Обещаю, что о всех тонкостях и хитростях щучьей рыбалки расскажу в ближайшее время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий